Архив Шеина - Избранное - Вино  

Во многих странах вино не причисляют к алкоголю. Вино, есть вино. Редко какой француз или итальянец сядет за стол без вина. Это огромный пласт человеческой культуры, эволюционирующий вместе с человеком с древности в окружении продуктов земли, помогая им изменяться, принаравливаясь к ним, сращиваясь в идеальные, гедонические пары, тройки, наборы, превращаясь на столе в безусловный и приятный ритуал. Вино – это самый мягкий и дружественный человеческому организму адаптоген. Вино – достойно того, чтобы о нем говорили, писали, сочиняли оды и музыку. Так, собственно, и было. На этих страницах вы найдете мои заметки «по существу», и, конечно, не носящие рекламного характера о вине и обо всем, что с ним связано.

 

/ избранное / Вино

Проклятие германских вин

«Перед ужином он выпил две двойные порции

водки, за едой осушил бутылку вина с уместным

названием «Либфрау-мильх», подкрепил свои

намерения чашкой кофе с бенедиктином и в лифте

осыпал Соню ласками и обдал перегаром».

Том Шарп «Дальний Умысел»

ИСТОРИЯ

При Оттонах (Саксонская династия) город Вормс был одним из самых важных городов Империи. Епископ Вормса был также и общим Епископом. Именно в это время, в 985 году недалеко от этого города была заложена капелла церкви Божьей Матери. В 1298 году на землях вокруг церкви высадили виноградники. По выбитой на камне дате, строительство Liebfrauenkirche закончилось в 1381 году.

В XVIII веке, вина Liebfrauenmilch с церковных виноградников были известны не только на своей земле, но и в других странах: Англии, Голландии, Польше. В Россию из Германии поставлялись следующие вина: «Асмансгаузер (Asmannshauser); Боденгеймер (Bodenheimer); Гаттенгеймер (Hattenheimer); Геззенгеймское (Geisenheimer); Гохгеймер (или Хохгеймер, Hochheimer Hoch-HeimerDom Dechant); Иоганнисбергер (Johannisberger); Иоганнисбергер Шлосвейн (Johannisberger Schloss-Wein); Лаубенгеймер (Laubenheimer); Либфрауенмильх (Liebfrauenmilch); Маркобруннер (Markobrunner); Нирштейнер (Niersteiner); Ридесгеймер (Rudesheimer; Rudesheimer Bergwein); Лейстенвейн или Лействейн (Leisten-Wein); Мозельское или Мозельвейн (Moselwein); Штейнвейн (Steinwein); Штровейн (Strohwein)[ Кеппен П.И. О виноделии и винной торговле в России, 1832].

Российский высокий стол уделял большое внимание белым германским винам. Вплоть до Первой мировой войны они считались лучшими в мире. Самыми популярными среди них были вина Йоганнисберг (Johannisberg). «Лучшие лозы произрастают на небольшом пространстве, называемом Рейнгау. От лоз рейнгаусской полосы, имеющей 10 миль длины и 14 ширины, самое лучшее вино Шлосс Иоганнисберг. Это редкое кабинетное вино знаменито уже целые столетия, виноград для него произрастает под самыми стенами старинного аббатства Йоганнисберг» [Террингтон В. Описание вин всех стран, 1870]. Стоимость вин Johannisberger и Liebfrauenmilch в XVIII веке, при одинаковых таможенных пошлинах, отличалась не на немного. Тогда как в конце XIX века цена за бутылку Johannisberger доходила до 15 руб. (Montrachet — 6 руб.), а Liebfrauenmilch только 1,25 руб.

В 1808 году виноградники Liebfrauenkirche были проданы Петеру Йозефу Фалкенбергу (Valckenberg). Его потомки до сих пор владеют частью виноградника. До конца XIX века вина Liebfrauenmilch производились только из винограда, собранного на этих землях. После Первой мировой войны многие виноторговые компании стали использовать это имя для импорта недорогих вин. Одной из таких компаний стала H. Sichel Sohne, созданная еще в 1857 году Германом Зихелем, в городе Майнце. В 1921 году она зарегистрировала бренд «Blue Nun», изображающий монашек.

Новый бренд быстро завоевал признание в Великобритании. Самым «ходовым» вином становится Blue Nun Liebfraumilch. В начале 1930-х годов его продавалось свыше 1000 ящиков в год. Популярность росла, вино стали производить в регионах Рейнхессен, Пфальц, Рейнгау и Наэ.

Время после Второй мировой войны для германского виноделия было тяжелым, расцвела буйным цветом шептализация (добавления сахара в сусло для более глубокого брожения). В этой ситуации, сладость вина была обусловлена совсем не виноградным сахаром. Такие вина, в том числе и под брендом Blue Nun, продолжали с успехом продаваться в Европе и США. Динамичное развитие бренда длилось вплоть до 1970-х годов, когда продажи только в Великобритании достигли 3,5 млн. бутылок! Это происходило, в том числе, за счет расширения линейки вин Blue Nun. Наряду с Liebfraumilch, выпускались сортовые вина из Рислинга, Мюллер-Тургау, Траминера, вина с разной категорией марочности. Тем не менее, Liebfraumilch составлял в это время 2/3 объема импорта.

В 1980-х годах, на фоне изменяющихся потребительских предпочтений в Америке и Англии, в период подстройки итальянского виноделия под эти «вкусы», происходит спад продаж и «Blue Nun», и других производителей Liebfraumilch! А в 1990-х годах, не без помощи германских виноторговцев, эстафетная палочка Liebfraumilch переходит к России — и снова миллионы бутылок импортируются из Германии. Этикетки расцвечиваются не только именем Liebfraumilch, но и Rischofskreuz, Zeller Schwarze Kats, Krover Nacktarsch, Bereich Bernkastel, Mainzer Domherr, Siebeldinger Konigsgarten и многими, многими другими. Все они были очень похожи друг на друга, и по цене, и по вкусу.

КАЧЕСТВО

В прошлых веках вино в дальние края транспортировали главным образом в деревянных ёмкостях, и морем, и сухопутным путем. Перевозка в Россию не обходилась без ухабистых дорог. Все это выдвигало определенные требования к вину. И прежде всего, оно должно было быть правильно выделанным: с хорошим перебродом, т.е. с достаточно высоким содержанием алкоголя, стабилизированное и осветленное. Без сомнения, в Россию завозили качественные вина, отвечающие всем этим требованиям. В этом ряду было и вино Либфрауенмильх.

Сегодняшнее вино Liebfraumilch, согласно германскому винному законодательству — категории Qualitatswein bestimmter Anbaugebiete (QbA). Это вторая снизу ступенька марочности из четырех. Как правило, вино производится из винограда Рислинг, Сильванер и Мюллера-Тургау. Содержание сахара должно быть в диапазоне 18-40 г/л. Крепость вин от 8% алкоголя до 9, редко до 10, и очень редко до 12.

Если вино по содержанию алкоголя ниже 11%, то оно будет нестабильным. Чтобы исправить эту ситуацию, вино необходимо пастеризовать. Следовательно, все современные вина Liebfraumilch можно считать «мертвыми». Единственный возможный плюс процедуры пастеризации может заключаться в том, что сахар в вине родной, виноградный. В этом случае брожение прекращают на стадии высокого остаточного сахара, а низкое содержание алкоголя — следствие этого процесса. Но российская сертификация, тем более в 90-х годах, не предполагала проверку вида сахаров, содержащихся в вине. Другими словами, на сахарозу (в вине её не должно быть) они не проверялись. А если вспомнить, что германская водка, замешанная на российских синтетических спиртах, «дочищенных» на их заводах, лилась в Россию «Ниагарой», то сахар, a priori, в Liebfraumilch был свекольным.

Вероятно, и в Англии, и в США ситуация с качеством этого вина была похожей. Именно она и играет сегодня отрицательную роль в восприятии германского виноделия в целом. Именно поэтому в России хорошие, высококачественные вина этой страны, по сравнению с другими странами, мизерны по популярности и продажам. Возможно, это проклятие Богородицы. Даже семья Фалкенберг, понимая, что репутация некогда престижного виноградника безнадежно испорчена, переименовала его в Liebfrauenstift-Kirchenstuck.

Ситуация кажется неисправимой. К хорошему, как и к плохому, привыкают быстро, а отвыкают долго. До сих пор Германия производит 12 миллионов ящиков Liebfraumilch ежегодно, и их по-прежнему охотно раскупают в Англии, России, США. В 1996 году бренд Blue Nun купила семейная фирма Langguth из Мозеля со всеми его имиджевыми проблемами и сегодня вновь выходит на рынок с переработанной концепцией.

ЧТО В ИМЕНИ ТВОЁМ

В России немецкое слово «Liebfraumilch» почему-то переводят как «молоко Мадонны» или «Молоко Богородицы». Есть и другие интерпретации, такие, как «Молоко милых женщин», «Молоко любимой женщины» и «Молоко возлюбленной»… Но как это представить в качестве напитка?!

На самом деле «Liebfraumilch» — это улыбка Мадонны, сулящая нам возрождение. Улыбка любой женщины, как и улыбка Богородицы — посыла бессмертия всем смертным.