Архив Шеина - Избранное - Другое  

Обо всем, что не вошло в другие разделы.

 

/ избранное / Другое

Искусство красноярских винопийцев

Меню

Так уж повелось, но на каждую Красноярскую винную конференцию готовится не только особая линейка вин и гастрономическое сопровождение, но и художественное меню. Автору задается тема стола, его стержень, объясняются образы и их понимание. Стиль и технику исполнения выбирает сам художник. Известный больше за рубежом, а не в своем отечестве, акварелист Валерий Кудринский для вертикальной линейки Chateau Lafite Rothschild нарисовал меню в классическом стиле парадного русского обеда, с геральдической символикой и объединенной пейзажностью мест происхождения вина и его потребления.

Стол другой конференции, «Розовое на розовом», разрешался в соответствующем стиле — каждое блюдо было с внешним, внутренним или скрытым розовым элементом. Винное сопровождение представляло все оттенки обсуждаемого пространства, от розового игристого, через розовое шампанское, серое, россыпь розового с оттенками от лососевого до налета карминового и крайне розовым, почти красным Тавелем. По цветовой гамме меню Дмитрия Иванова легло в этот же цветовой диапазон: розовый — лососевый — серый — l’oeil-de-perdrix (перепелиный глаз, фр.) — occhio di pernice (мозоль, ит.).

В меню конференции «Ribera del Duero» Александр Левченко не пересекает своего выстроенного образно-поэтического забора, не забывает любимого кота, себя с крыльями, огурец на вилке, сотканную из кусочков неба «белочку» в образе голубой феи. Все эти «фигуранты» неразрывны с его поэтическим, шокирующее романтическим творчеством:

«Остановилась драка.

Замерли на миг могучие мужики —

Клин журавлиный над деревней».

Каждый участник моно-стола «Что скажет баран?» должен был выбрать идеальное сопровождение к жареному на вертеле ягненку. Оригинальное меню к этой конференции в виде бумажной аппликации изготовил Василий Слонов. На ней изображен пейзаж, где проходила эта гастрономическая встреча. К сожалению, полиграфическое воспроизведение этой работы не может отразить той объемной эффектности и многоплановости, которую передал в своей работе художник. 

Александр Краснов нарисовал фантазийное меню для конференции «Сиговый стол: от тугунка до нельмы». В нем не наблюдается ассоциативного ряда сиговых рыб Енисея. Отказ от застольных реалий, уход в непосредственность, детскость, превращает меню в билет на легкое романтическо-гастрономическое приключение.

 

Божоле нуво

Не оставляет безучастными красноярских художников и праздник молодого вина, винный новый год. Что их привлекает, налет язычества, глубокая ритуальность происходящего, а может причина в молодом вине, фруктовом и теплом, чего так не хватает в Сибири? Они охотно создают любые образы, от приглашений на праздник до творческого выражения на самом празднике.

Как правило, в празднике принимают участие несколько художников. Они не только рисуют за общими столиками, но и веселятся вместе со всеми. На Божоле в рядах красноярских винопийцев было три разностильных мастера. Валерий Кудринский «красил», как он сам любит выражаться, акварельными красками по мокрой бумаге. В основу его композиции «Божоле над Енисеем» была «запущена» бутылка Antonin Rodet Beaujolais Village Nouveau. Александр Левченко, полный догмат своего стиля, в центр композиции «Сибирское Божоле» поместил фигуру сибиряка с колуном в рое Papilio beaujolais L. Василий Слонов, пожалуй, один из самых эпатажный художников Красноярска, в своей картине «Двое за столиком» передал настроение праздника не только манерой изложения, но и цветовыми, почти пограничными, контрастами. По решению всех участников эта картина была номинирована первой.

Екатерина Осипова, пригласительный билет на Божоле нуво

Валерий Кудринский, «Божоле над Енисеем», бумага, акварель, 58х76 см

Александр Левченко, «Сибирское Божоле», холст, масло, 60х68 см

Василий Слонов, «Двое за столиком», холст, масло, 75х84 см

Единственная проблема таких праздников — от вина вдохновляются не только художники, но и все участники, что выражается в многочисленных советах как рисовать, в реальном елозинии кисточкой по полотну. Так что иногда такое винотворчество получается совместным и в виртуальном, и в материальном отношении, а костюм или платье в этой ситуации приходит в совершенную негодность.

Гризайль вином

Эта история началась в 2004 году, когда Красноярский винный клуб попросил Валерия Кудринского попробовать рисовать вином. Эксперименты продолжались до июня 2005 года. Рисовал на бумаге «сырым» вином, горячим, концентрированным, окисленным, белым… Стали проявляться технологические нюансы. Например, сладкое вино, в отличие от большинства россиян, бумага не любит. Недовольство свое проявляет в кристаллах сахара, переливающихся на поверхности как иней. Все бы ничего, да быстро осыпается. Сегодня методология винной гризайли вполне устоялась. Бутылка сухого красного вина делится на несколько частей. Основная — собственно вино, другая крайняя форма — почти до осадка выпаренное вино. Между этими двумя винными состояниями располагается целый спектр густоты. Кроме того, бумага позволяет наносить вино по нескольку слоев, добиваясь на картине желаемой плотности краски.

Можно предположить, что гризайль вином достаточна недолговечна. Красящее вещество красного вина, так называемые антоцианы и проантоцианидины, со временем могут окисляться. Эффективность этого процесса зависит от величины и формы молекул этих соединений. Чем грубее терпкость вина, тем крупнее молекулы проантоцианидинов, тем быстрее они окисляются, и наоборот, в более мягких винах они мельче и менее подвержены окислению. С другой стороны, целлюлоза бумаги жестко реагирует с молекулами красящего вещества, прикрывает их окисляемые места. В результате получается довольно устойчивый к окислению конгломерат винной краски с целлюлозой. Небольшое окисление (потемнение) можно ожидать только в местах многослойного нанесения вина. Следовательно, если картина винной гризайли не попадает на прямые солнечные лучи, она может вас радовать неопределенно долгое время.

Первых шесть состоявшихся работ В. Кудринского были отвезены во Францию на «Vinexpo 2005» в качестве подарков. Это были пейзажи Сибири. Причем, картины были исполнены вином производителя, кому предназначался подарок. Они вызвали неподдельный интерес многих участников выставки, а самого художника один из виноделов официально пригласили в путешествие по Франции с бутылкой вина в качестве краски.

Сегодня В. Кудринский продолжает рисовать сибирскую природу и пейзажи города Красноярска. Иногда рисует вином портреты. По признанию самого художника, портрет — не лучшая форма выражения для вина; пейзаж сложнее и интереснее. В целом, художником выпущено в свет более 30 картин. С декабря 2006 года в городе будет открыта постоянно действующая выставка винных гризайлей. Она будет кочевать по сети специализированных винных магазинов «Винотека» до следующего года.

Валерий Кудринский, «Первый снег», бумага, вино, 72х96 см

Валерий Кудринский, «Красноярский костел», бумага, вино, 58х76 см

Валерий Кудринский, «Сибирский классицизм», бумага, вино, 58х76 см

Валерий Кудринский, «Весна на реке», бумага, вино, 58х76 см

Валерий Кудринский, «Кусты», бумага, вино, 58х76 см

Валерий Кудринский, «Север», бумага, вино, 33х49 см

Валерий Кудринский, «Дорога», бумага, вино, 33х49 см

Разное

Иногда художники самостоятельно, без обычной инициативы Красноярского винного клуба, под впечатлениями от дегустаций, вина или информационных статей в журнале «Винный обозреватель» реализуют собственные художественные проекты. В качестве примера можно остановиться на очень любопытной работе А. Левченко «Натюрморт с бутылкой».

Александр Левченко «Натюрморт с бутылкой». Холст, масло, 60х68 см