Архив Шеина - Избранное - Чай  

Чай как напиток, по тонкости, сложности и изяществу можно сравнить, пожалуй, только с вином. Мне приходилось работать чайным титестером, составлять чайные смеси, присутствовать на чайных форумах и мировых чайных выставках, но еще больше мне приходилась писать о чае, поскольку с точки зрения биохимии для меня в этом продукте не существует секретов — в Академии наук занимался изучением дубильных и других веществ, за что мы как раз и ценим чай. Последние изыскания по истории чай-каравана из Китая через Сибирь до Нижнего Новгорода в XVIII – XIX веках вылились в книгу, которая, я надеюсь, скоро будет опубликована.

 

/ избранное / Чай

«Самовар» в русской истории

Самовар - металлический сосуд для кипячения воды, с краном и внутренней топкой в виде высокой трубки, наполняемой углями.

С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведов «Толковый словарь русского языка».

Чай как напиток известен человеку с незапамятных времен. У китайцев, изобретателей этого феерического напитка, его употребление переняли сначала японцы, потом русские, а после и все остальные. Но только в двух культурах, японской и русской, церемония чаепития переросла в культ. В Японии чайный ритуал породил такие искусства, как икебана, керамика ваби, японские сады, оказал влияние на стиль фарфора, живопись, интерьер японского дома. В России употребление чая сформировало не только колоритнейший русский стол с его специфическими приборами, но и особое поведение: русское гостеприимство, задушевные беседы и пр. Чаепитие стало олицетворением неторопливой, спокойной жизни. Был изобретен умно придуманный снаряд - самовар, металлические подстаканники, особая форма чайных чашек. Сюда же следует отнести уникальную русскую привычку пить чай вприкуску, зажимая кусочек сахара в зубах.

Не было бы огромной части русской культуры, если бы не было чая. Существуют разногласия относительно первого чаепития на Руси. Одни источники утверждают, что оно состоялось в 1638 году, когда послы Михаила Федоровича вернулись от монголов с несколькими пудами китайского зелья, другие ссылаются на подарок китайского посольства нескольких фунтов чая царскому двору в 1618 году. Не важно, кто прав, главное, что чаепитие состоялось.

В 1679 году был заключен с Китаем первый договор о поставке чая через южную таможню. И потянулись в Китай русские торговые караваны. Туда они везли меха, оттуда - главным образом чай. Караван состоял из 200-300 верблюдов, путь его от Москвы до китайской границы и обратно занимал год. Дорогой был товар, не каждому по карману. Тем не менее, уже к началу XVIII в. чаепитие прочно вошло в быт среднего сословия. До середины века россияне пили чай по-разному, но в основном из медных чайников. Только ближе к 1746 году русские умельцы стали потихонечку приспосабливать под чай восточный кумган для сбитня, из года в год его совершенствуя.

В 80-х годах XVIII века самовар приобрел ту форму, какую мы все помним. Как и на чай, на самовары был большой спрос. Их стали делать на Урале, в Ярославле, Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Костроме. Но подлинной самоварной столицей стала Тула. Первую самоварную фабрику в Туле основал Назар Лисицин в 1778 году. В 1808 году в этом городе их было уже 8, в 1850 году - 28, в 1890 - 74. В этот период возникали династия самоварных дел мастеров: Баташовы, Балашовы, Леонтьевы, Сомовы, Маликовы, Воронцовы. Каждая фабрика изощрялась по своему: появились огромные трактирные, скромные мещанские, крохотные холостяцкие, штучные праздничные, богато украшенные подносные, яйцевидные, квадратные, шарообразные самовары. В одной Туле выпускали около 150 фасонов.

В конце XVIII века Россия превратилась в одну из самых чаепьющих держав. В этот период чаепитие стало совершенно особым, своеобразным проявлением бытовой и общественной жизни русского народа с непременным атрибутом этого процесса - самоваром. Невозможно представить быт русского народа XVIII - XIX веков без самовара. Какая пьеса А.П. Чехова сможет обойтись без этого золотистого приспособления?! И Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский считали самовар самой необходимой русской вещью.

Европу познакомили с самоваром наши войска в 1813 году и пытались научить им пользоваться. Именно с этого времени русская чайная машина, так на Западе его тогда называли, стала символом России. Для иностранцев самовар был вне их понимания. С тех пор он и остался чисто русским предметом.

Дел самовару хватало в любое время дня. Известный очеркист XIX А.П. Башуцкий писал: «Довольно получасовой беседы с самоваром, чтобы оживить душу и тело, разогреть кровь и сердце, почувствовать в себе завидный аппетит на плотный ужин и крепкий позыв на угомонный сон».

Пикник в окрестностях Красноярска семьи Лепуновых в 1909 году 

В 1840 году между Китаем и Британией начались опиумные войны. Это было началом конца китайской чайной монополии. Вскоре появились новые чайпроизводящие страны - Индия, Цейлон, Индонезия. Их продукция вызвала обвальное удешевление чая. К концу XIX века чай стал поистине народным напитком. Редко нашелся бы бедняк, у которого не было бы самовара. Производство самоваров в это время достигает невиданного масштаба. В одной только Туле за год производится около миллиона штук разлразличных фасонов. 

Не был забыт самовар и во время революции, НЭПа. «У самовара я и моя Маша». Как только к нему не относились: наследие прошлого, ностальгический предмет, буржуазное излишество. Конечно, были периоды, когда пили только кипяток, чтоб кишочки погреть. Но самовар выжил, выжил не смотря ни на что.

Грянула Вторая мировая. Заработала человеческая мясорубка. И здесь не обошлось без «самовара» — так называли 50-миллимитровый ротный миномет. Минометчиков были «самоварщиками». Орудие стреляло всего на 800 метров, поэтому, чтобы дотянуться до противника, необходимо было подводить позиции своих «самоваров» как можно ближе к траншеям пехоты. Иногда приходилось стрелять прямо из их окопов. Такие «самовары» производили и в Красноярске, на оборудовании эвакуированного из-под Брянска в 1941 году завода «Красный Профинтерн» на площадке только что созданного завода «Сибтяжмаш».

50-миллиметровый ротный «самовар»

В тыл стали возвращаться с фронта раненые. В это время слово «самовар» приобрело тяжелый груз, горечь которого до сих пор до конца не определена. «Самовары»! Так называли солдат без рук и без ног, живые обрубки, в чьих глазах сгустилось все отчаяние мира. Да, это были самовары - с культями ляжек, похожими на ножки этого медного сосуда, и культяшками плеч вроде его ручек. «Самовар» - это была душа, удерживаемая клочком вылощенной плоти, мозг, оторванный от тела, взгляд, увязший в пористом тесте жизни. Эту-то истерзанную душу и звали «самоваром.» - пишет в своем «Французском завещании» А. Макин. В литературе эта тема, тема послевоенных самоваров, стала открытой только во время перестройки. Одно из первых произведений принадлежит Ю. Нагибину («Терпение», «Новый мир», 1982, №2). Никто из советских писателей не написал непосредственно о «самоварах» - все как-то вскользь, обрывками.

Несколько лет после войны «самовары» осаждали рынки и вокзалы крупных городов, прося подаяние. Армии людей в ящиках на колесиках, отталкиваясь от земли всем, чем только можно, передвигались в поисках средств к существованию. Властям они были не нужны, но главное, они портили картину великой Победы. В один прекрасный день в местах таких «самоварных» скоплений пригнали грузовики и милиционеры выдергивали инвалидов из своих ящиков и бросали в кузова. Поместили их в отдаленные изолированные места. Для московских и ленинградских «самоваров» приспособили бывший лепрозорий на острове одного из северных озер. Через год там уже не было ни одного инвалида. Что с ними произошло - история умалчивает. Много еще об этом только предстоит узнать, понять и положить грузом на души ныне живущих.

Сейчас самовар - атрибут давно забытого русского, с электрической спиралью, импровизированной трубой и пластиковыми ручками. Он уже не поет в трех различных регистрах и вызывает у наших детей большое удивление своей игрушечностью. Да и сами мы не можем многого рассказать об этом чисто русском предмете, впрочем, как и наши предки. В словаре «Брокгауза и Ефрона» на слове «самовар» дается отсылка к слову «чай», в котором ни слова не сказано о самоваре. Другие же энциклопедические словари XIX века это слово вообще не содержат. Только у В.И. Даля находим: «Самовар - водогрейный для чаю сосуд, большей частью медный с трубою и жаровней внутри.» - и это все. Вероятно, в то время он был настолько вплетен в наш быт, что о нем, о его прошлой истории не задумывались. А истории этой 250 лет.

Может быть, именно сейчас нам надо не забывать о нем, ведь, как писал Ф.М. Достоевский «самовар есть самая необходимая русская вещь, именно во всех катастрофах и несчастьях, особенно ужасных, внезапных и эксцентричных».

Фото Александра Демьяненко